Nav view search

Навигация

Искать

Кулекина Евгения Игоревна

ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО АСПИРАНТА

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. УШАКОВА»

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ

1.

Ф.И.О.

Кулекина Евгения Игоревна

2.

Направление подготовки:

26.06.01 «Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта»

3.

Профиль программы подготовки:

05.08.05 «Судовые энергетические установки и их элементы (главные и вспомогательные)»

4.

Форма обучения:

очная

5.

Форма оплаты обучения:

бюджетная

6.

Дата зачисления:

01.07.2015 г.

7.

Срок обучения:

 4 года

8.

Ведущая кафедра:

Техносферная безопасность на транспорте

9.

Научный руководитель:

д.т.н., профессор, Туркин Владимир Антонович

10.

Контакты:

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

СВЕДЕНИЯ О ДОСТИЖЕНИЯХ ДО ПОСТУПЛЕНИЯ В АСПИРАНТУРУ

1.

Высшее образование:

ФГБОУ ВПО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»,

специальность: «Инженерная защита окружающей среды», квалификация: «инженер-эколог»

2.

Участие в олимпиадах, конференциях:

     1. Академическая научно-практическая конференция «Новое поколение в науке-2010», 2010 год, ФГОУ ВПО «МГА им. адм. Ф.Ф. Ушакова». Награждена грамотой за 3 место.

     2. Академическая научно-практическая конференция «Новое поколение в науке-2011», 2011 год, ФГОУ ВПО «МГА им. адм. Ф.Ф. Ушакова». Награждена грамотой за 2 место.

3.

Публикации:

Кулекина Е.И., Жмырко Т.Г.  Модернизация аспирационной системы подземного комплекса добычи цементного сырья// Сборник ГМУ  "Новое поколение в науке - 2011"  – Новороссийск, 2011. – с. 123-125.

4.

Особые достижения

Победитель стипендиального конкурса  «Назначение стипендии Правительства РФ для студентов  в 2012/2013 учебном году».

 

СВЕДЕНИЯ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И ПОДГОТОВКЕ НКР (диссертации)

1.

Тема научно-квалификационной работы (диссертации):

 «Метод оценки количественного состава токсичных составляющих в отработавших газах при работе судовых дизелей на различных режимах»

2.

Обоснование актуальности темы исследования,  характеристика проблемы предполагаемого исследования:

Несмотря на то, что влияние выбросов судовых двигателей на глобальное состояние атмосферного воздуха является ограниченным и оценивается в 5-7 % от общего количества выбросов вредных веществ, из-за относительно большой агрегатной мощности судовые дизеля становятся мощными источниками загрязнения атмосферы в местах массового скопления судов, например, в портах.

Поэтому разработка метода по определению количественного состава токсичных составляющих в отработавших газах судовых двигателей для оценки их воздействия на атмосферный воздух, является актуальной темой для диссертации.

3.

Иные сведения о научно-исследовательской деятельности  и подготовке НКР (диссертации):

Анализ существующих в настоящее время систем нейтрализации токсичных компонентов отработавших газов, а также мероприятий, направленных на повышение экологической безопасности двигателей внутреннего сгорания показывает, что технологии снижения выбросов NOx связаны с удорожанием стоимости изготовления двигателей и ростом производственных расходов на их обслуживание. Из данных, приводимых зарубежными исследователями, установлено, что увеличение стоимости дизеля может достигать 250 %.

Рассмотрен способ абсорбционной очистки отработавших газов судовых дизелей, который позволяет сочетать одновременную их очистку от оксидов азота, утилизацию уловленных токсичных компонентов и тепла отработавших газов. Очистка продуктов сгорания судового топлива основана на их охлаждении до температуры ниже точки ро­сы, высокой окислительной способности озона и абсорбции водой образующихся окси­дов азота. В качестве абсорбента использует­ся вода, которая является наиболее доступным и безопасным с точ­ки зрения экологии и эксплуатации судовых технических средств реагентом. Основными стадия­ми процесса очистки отработавших газов являются: охлаждение в теплообменном аппарате продуктов сгорания судового топлива, окисление монооксида азота до диоксида и аб­сорбция образовавшихся высших оксидов азота (химические и массообменные процессы).

При окислении оксида до диоксида азота, а затем его поглощением водой в присутствии озона можно практически полностью удалить оксиды азота из продуктов сгорания судового топлива.

Очистка продуктов сгорания в предлагаемом способе основана на их охлаждении до температуры ниже точки росы, конденсации содержащихся в газах водяных паров, и их контактом с NOx. При этом образование азотной кислоты протекает со скоростью, превышающей в 10 и более раз скорость обычной абсорбции.

С целью получения математической модели, описывающей влияние концентрации озона в дымовых газах и исходной концентрации в нём оксидов азота на конечную концентрацию оксидов азота, эксперименты проводились по специально разработанному плану. Разработка плана осуществлялась с учетом рекомендаций теории планирования эксперимента. Получена математическая модель, которая может быть использована для оценки влияния концентрации озона в дымовых газах и исходной концентрации в нём оксидов азота на конечную концентрацию оксидов азота, получаемую в результате использования предложенной установки для очистки продуктов сгорания судового топлива от оксидов азота.

Эффективная очистка отработавших газов от кислотных оксидов и твердых частиц в судовых условиях может быть реализована путем использования механизма их адсорбции твердым веществом. Для этих целей разработано комплексное устройство очистки выхлопных газов судового двигателя (Патент 2536749 Российская Федерация, МПК F01N 3/08. Комплексное устройство для очистки выхлопных газов судового двигателя / А.В. Туркин, В.А. Туркин, В.С. Ежов; заявитель и патентообладатель ФГОУ ВПО «Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова». – № 2013117222/06; заявлено 15.04.2013; опубликовано 27.12.2014, Бюллетень № 36).

В основе работы предлагаемого устройства лежит использование гранулированной шлаковой пемзы в качестве адсорбента вредных компонентов выхлопных газов и озона в качестве окислителя для ускорения процесса очистки. Ввиду высокой реакционной способности озона происходит окисление значительной части монооксидов азота NO, содержащихся в выхлопных газах, до диоксидов NO2; диоксидов серы SO2 – до серного ангидрида SO3; монооксида углерода CO – до диоксида углерода CO2. Поток выхлопных газов, многократно попадая на поверхность и внутрь гранул, очищается от вредных примесей NOx, SOx, СОх, которые оседают на поверхности и внутри гранул. Кроме того, на поверхности и в порах гранул оседают мелкодисперсные частицы (сажа и пр.), после чего очищенные выхлопные газы выбрасываются в атмосферу. При этом одновременно с процессом очистки выхлопных газов происходит глушение шума выхлопов за счет поглощения звука высокопористой структурой гранул.

Для исследования возможности практического внедрения предлагаемого способа очистки дымовых газов от кислотных оксидов была изготовлена установка, представляющая собой односекционное комплексное устройство для очистки выхлопных газов судового двигателя. Следующим шагом стало проведение эксперимента, целью которого являлась проверка работоспособности устройства и оценка его эффективности при очистке реальных дымовых газов судового двигателя.

Экспериментальное тестирование упрощенной односекционной пилотной установки подтвердило возможность практического применения разработанного метода очистки выхлопных газов судового двигателя адсорбцией твердым веществом в присутствии озона. Было установлено, что при заданных параметрах работы установки степень очистки дымовых газов двигателя от NOx составляет до 37 %  и снижается при увеличении концентрации NOx в газах и частоты вращения коленчатого вала двигателя. Для оценки влияния количества секций очистки в установке на эффективность очистки изготовлена трехсекционная установка очистки выхлопных газов.

Подача озона на установку очистки производилась от трех внешних генераторов озона SOZ-YB-32G (производительность – 32 г/ч, концентрация озона на выходе – 10–25 г/м3, воздушный поток – 64–96 л/мин, потребляемая мощность – 380 Вт), по одному генератору на каждую секцию очистки.

Результаты экспериментального исследования возможности использования адсорбционного способа и устройства для его реализации в судовых условиях показывают, что при заданных параметрах степень очистки отработавших газов двигателя от NOx составляет до 89% и снижается при увеличении концентрации NOx в газах, частоты вращения коленчатого вала двигателя и уменьшении количества секций очистки. Для дальнейшего повышения эффективности очистки в установке предлагаемой конструкции необходимо увеличение числа секций до пяти, а также создание камеры предварительного смешивания отработавших газов с подаваемой озоновоздушной смесью.

ПУБЛИКАЦИИ

Выходные данные публикации

Скан публикации

Скан рецензии

1.

Кулекина Е.И. К оценке выбросов токсичных компонентов отработавших газов судовых энергетических установок/ Материалы научно-практической конференции университета: Новое поколение в науке 2016. – Новороссийск: РИО ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2016.

PDF

PDF

2.

Кулекина Е.И., Хубуа Д.М. Анализ современных методов снижения содержания диоксидов азота в отработавших газах судовых энергетических установок/ Материалы научно-практической конференции университета: Новое поколение в науке 2016. – Новороссийск: РИО ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2016.

PDF

PDF

3.

Туркин А.В., Кулекина Е.И., Туркин В.А. Обоснование методов снижения выбросов вредных веществ с отработавшими газами судовых дизелей/ Эксплуатация морского транспорта. – 2016. – № 4. – С. 116 – 125.

PDF

PDF

4.

Хубуа Д.М., Кулекина Е.И., Туркин В.А. Вторичные методы предотвращения загрязнения воздушной среды судовыми двигателями Сборник научных трудов. – Новороссийск: ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2017

PDF

PDF